пятница, 27 декабря 2019 г.

#9 -я симфония Малера, как подарок к Рождеству.

Теодор Курентзис, MusicAeterna
Густав Малер, Симфония №9
Концертный Зал Зарядье
26.12.2019 


Гул затих, я вышел на подмостки ...
                                                   Б. Пастернак

Когда не боишься суеверных страхов? В Рождество.
Боялся ли Г. Малер номера своей последней законченной симфонии? Очевидно, нет.

Время позволило отказаться от предвзятости в форме и усложнило исполнителям задачи. Удивлять публику нечем. Трудоемкая профессиональная работа оценивается сухо и далеко не всеми. Но отступать от позиции «новаторство без мастерства и осмысления - ничтожно» великие служители прекрасного никогда не согласятся. Новаторская ли 9 симфония Г. Малера - безусловно. Требующая исполнения высочайшей профессиональной состоятельности - бесспорно. Насколько сложная? Достаточно из возможного. Получилось? Несомненно!

Почему он так сложен и популярен? Особенности восприятия классических, так называемых «согревающих» , умиротворяющих звуковых форм - мелодических линий и современных «охлаждающих» будоражащих - любят как правило разные люди.

Но, появился слушатель, предпочитающий оба варианта, к которым принадлежу и я. Доступность локального прослушивания того, чего тебе захочется в любых условиях и обстоятельствах , настолько высока, что требовательность к концертному присутствию изменилась. И уникальность многогранности и схематической непривычности многих произведений Г. Малера вызывает настолько высокий отклик.

Теодор Курентзис - дирижер, обладающий уникальной способностью добиваться от оркестрового звучания - тонкости, нежности, эмоциональной взрывной темпераментности, глубины, и заставляющий использовать музыкантов точнейший ритмический расчет - иначе эту симфонию не сыграть. И им в очередной раз удалось - с блеском.

Всегда чего-то жду. Не дешевых трюков и легко исполняемых штампов - жду того, от чего замирает сердце и разыгрывается воображение:

     Волны заходили мощнейшим штормом, ...
     А, вот наступил штиль...
     И крик одинокого альбатроса, которому еще лететь и лететь...
     Чувства собрались в комок в неохватной безбрежности,
     И мысль оставила суетность и по ... звукам симфонии поднялась в вечность.

Я думала до концерта, как сидеть лицом к маэстро, вероятно, буду ощущать трепет исполнителя-новичка. Но я, взглянув на него сразу, - вторично посмотрела на него лишь в конце. Потрясение, за которым спешишь на концерт наступило... и долго сохранялось со мной.

И, наконец, новый зал “Зарядье”, где я сидела уже почти везде, который никогда до этого не поражал меня своей акустикой и атмосферой, приоткрыл мне свои возможности. Звук отразился от панелей, от завороженно сидящих, и ощущение погружения заполнило стены и поднялось, наполняя отзвуками музыкального величия. Акустика заработала и атмосфера состоялась, придавая помещению статус и привлекательность. Или уникальность.

Остается только поблагодарить г-на Теодора Курентзиса за то, как он самозабвенно прикладывает максимум усилий, утверждая критерии лучших дирижеров русской исполнительской школы. Вы берете задачи повышенной сложности. Никогда не опускаете уровень притязаний и требуя от себя - раскрываете музыкантов. За всеми человеческими усилиями должна ощущаться мощь стихии, нежность любви, драматизм жизни и суровость смерти - скрытые в Великой Музыке.

P.S. Почему хочется сходить второй раз 28.12.2019?



#9