Шопен. К 210-летию со дня рождения Фредерика Шопена
Концертный зал им. П.И.Чайковского
фото: meloman.ru
Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу…
Так ночью, при свечах… Взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.
На черной выпилке пюпитра.
«Музыка» Б. Л. Пастернак.
Вечером ходили на концерт - этюды Шопена в исполнении Лукаса Генюшаса.
Он ждал, что я что-то напишу, но я опять запоздала. Голова уплыла далеко в прошлое, и задержалась ненадолго. Что-то играл блистательно. Где-то мне не хватило страстности, что-то было минималистично и современно. Одним словом "эстетский Шопен" - пришло мне в голову. Лиричность звучала настолько эмоционально закрыто, что было почти трагично. Но, несомненно, страдающая «душа» Шопена, а не слащаво-бульварная, проступала за строгим рельефом хорошо знакомой музыки. Я услышала так, может, мне показалось…
Он ждал, что я что-то напишу, но я опять запоздала. Голова уплыла далеко в прошлое, и задержалась ненадолго. Что-то играл блистательно. Где-то мне не хватило страстности, что-то было минималистично и современно. Одним словом "эстетский Шопен" - пришло мне в голову. Лиричность звучала настолько эмоционально закрыто, что было почти трагично. Но, несомненно, страдающая «душа» Шопена, а не слащаво-бульварная, проступала за строгим рельефом хорошо знакомой музыки. Я услышала так, может, мне показалось…
Может быть мне показалось -
Я оглядывалась постоянно -
Слышался смех тихий,
Предконцертно гудел бомонд.
Может быть мне показалось,
Но на пустое место села
Беззвучно тень - послушать.
Сосредоточиться трудно -
Мелькнуло лицо вдруг.
Вышел музыкант,
Они переглянулись знакомо.
Шопен звучал
Эстетично, сдержанно, точно.
Стул прозвучал эхом
отразившейся овации -
И она обернулась, чтобы увидеть зал.
Может быть мне показалось -
Но, я поздоровалась молча
- Рада видеть.
В ответ лишь кивок.
Шопен звучал спокойно, стройно
И никого не возмущал,
Он исполнял его достойно -
Овацией опять взорвался зал…
И долго вспоминая призрак,
Летевший по ступеням без перил.
Хороший признак - смущая мрак,
Не вниз, а вверх он уходил.
Я люблю слушать Лукаса. Езжу специально. Но всё хочу получить запомнившееся с консерваторских времён тонкое эмоциональное напряжение, разрешающееся сильным катарсисом, которое он умеет выстраивать убедительно, ярко. Я жду чего-то совершенно невероятного от одного из лучших пианистов, которых я знаю...
***
Я слушаю Шопена
Только в зале,
Когда старается
Смущаясь пианист.
Когда все аплодировать устали
Но просят - Бис,