четверг, 6 февраля 2020 г.

Лукас Генюшас

Шопен. К 210-летию со дня рождения Фредерика Шопена
Концертный зал им. П.И.Чайковского
02.02.2020

фото: meloman.ru


Вернувшись внутрь, он заиграл 
Не чью-нибудь чужую пьесу…

Так ночью, при свечах… Взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен 
На черной выпилке пюпитра.


«Музыка» Б. Л. Пастернак.


Вечером ходили на концерт - этюды Шопена в исполнении Лукаса Генюшаса.
Он ждал, что я что-то напишу, но я опять запоздала. Голова уплыла далеко в прошлое, и задержалась ненадолго. Что-то играл блистательно. Где-то мне не хватило страстности, что-то было минималистично и современно. Одним словом "эстетский Шопен" - пришло мне в голову. Лиричность звучала настолько эмоционально закрыто, что было почти трагично. Но, несомненно, страдающая «душа» Шопена, а не слащаво-бульварная, проступала за строгим рельефом хорошо знакомой музыки. Я услышала так, может, мне показалось…

Может быть мне показалось -

Я оглядывалась постоянно -

Слышался смех тихий,
Предконцертно гудел бомонд.

Может быть мне показалось,

Но на пустое место села 
Беззвучно тень - послушать.
Сосредоточиться трудно -
Мелькнуло лицо вдруг.

Вышел музыкант,
Они переглянулись знакомо.
Шопен звучал
Эстетично, сдержанно, точно.

Стул прозвучал эхом
отразившейся овации - 
И она обернулась, чтобы увидеть зал.

Может быть мне показалось -
Но, я поздоровалась молча
- Рада видеть.
В ответ лишь кивок.

Шопен звучал спокойно, стройно
И никого не возмущал,
Он исполнял его достойно -
Овацией опять взорвался зал…

И долго вспоминая призрак,
Летевший по ступеням без перил.
Хороший признак - смущая мрак, 
Не вниз, а вверх он уходил.




фото: belcanto.ru



Я люблю слушать Лукаса. Езжу специально. Но всё хочу получить запомнившееся с консерваторских времён тонкое эмоциональное напряжение, разрешающееся сильным катарсисом, которое он умеет выстраивать убедительно, ярко. Я жду чего-то совершенно невероятного от одного из лучших пианистов, которых я знаю...

***

Я слушаю Шопена
Только в зале,
Когда старается
Смущаясь пианист.

Когда все аплодировать устали
Но просят - Бис,
Шопен - опять на бис.